КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА. ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Представлены результаты эксперимента на базе учебного класса ООО «Фотек» (г. Екатеринбург) по определению критериев выбора при эксцизионном лечении предраковых заболеваний шейки матки с использованием электрохирургических инструментов между «электродом-петлей» (LLETZ/эксцизия) и «электродом-парус»(конизация). В качестве муляжа шейки матки использовалось филе индейки, эксцизия выполнялась тремя разными электродами, конизация – двумя электродами-парус также разного размера, с последующим сравнением размеров и формы удаленных участков биологической ткани. Если небольшое по размеру и степени тяжести поражение на шейке матки более выражено на экзоцервиксе, целесообразно выбирать для эксцизии электрод-петлю производства ООО «Фотек» (размер электрода при проведении операции в каждом конкретном случае индивидуален). Однако если поражения высокой степени тяжести на шейке матки касаются преимущественно эндоцервикса (например, при 3-м типе зоны трансформации), следует предпочесть электрод-парус.
Цель – сравнительный анализ результатов редукционной маммопластики у 32 пациенток в возрасте от 20 до 45 лет за период с 2012 по 2023 гг. методом использования лоскута на нижней ножке со средним объемом уменьшения груди 2 004,5 ±212,5 г и массой удаляемой ткани от 580 до 4 020 г – I группа (n = 16), и методом использования для укрытия верхнемедиальной ножки с объемом удаления 1824,7 ± 218,6 г и массой удаляемой ткани от 460 до 3 200 г – II группа (n = 16). Преимуществом метода применения верхнемедиальной ножки является сокращение времени операции, сохранение вертикального объема, более низкая склонность ко птозу, эффективность и безопасность для использования в широкой практике с целью сохранения кровоснабжения сосудисто-ареолярной зоны у пациенток с избыточной массой молочных желез. Данный метод больше подходит при малых и средних показателях гипертрофии, в то время как редукция с укрытием дефекта нижней ножкой – при больших и гигантских размерах молочных желез.
Представлена динамика общего показателя и структура всего спектра пороков развития у умерших, мертворожденных детей и элиминированных по медицинским показаниям плодов в Омской области с 2009 по 2023 гг. Определены абсолютные значения и рассчитаны показатели общей частоты пороков развития в трех группах наблюдения: у плодов; у мертворожденных; у живорожденных детей, но умерших после рождения и до 17 лет включительно. В расчете на 1 000 беременностей средневзвешенный (совокупный) показатель частоты пороков развития составил 5,5 ± 0,11 с умеренной тенденцией к росту. В структуре преобладали несовместимые с жизнью пороки: органов кровообращения (22,0 ± 0,65 %), центральной нервной системы (19,1 ± 0,61 %); костно-мышечной системы (14,9 ± 0,56 %). Наиболее выраженная тенденция к росту показателя пороков развития отмечалась в группе «Хромосомные аномалии» (16,6; p < 0,05). Выраженная тенденция к снижению показателя отмечалась в группе «Пороки развития половых органов» и «Пороки развития органов дыхания». Умеренная тенденция к росту показателя пороков развития отмечалась среди всей совокупности пороков, темп прироста – 3,65; p < 0,05. Изучение динамики показателя и структуры пороков развития у плодов, мертворожденных и у умерших детей помимо мониторинга пороков у детей, родившихся живыми, позволяет получить наиболее полные материалы для дальнейшей объективной оценки эффективности пренатальной диагностики и системы профилактики рождения детей с потенциально опасными для жизни пороками развития.
Цель – провести сравнительный анализ клинико-функциональных особенностей течения бронхиальной астмы у детей в разных возрастных группах. Проведено проспективное когортное сплошное исследование детей с бронхиальной астмой в стадии клинической ремиссии в объеме анализа клинико-анамнестических данных, компьютерной бронхофонографии с тестом на обратимость бронхиальной обструкции, комплексной оценки назначенной ребенку базисной терапии. Выявлены особенности бронхиальной астмы у детей: отягощенность аллергологического анамнеза, высокая частота коморбидной патологии в виде атопического дерматита или аллергического ринита. Среди триггеров обострения заболевания в группе детей до 6 лет наиболее часто встречались: острые респираторные вирусные инфекции, употребление провоцирующих продуктов питания, контакт с домашней пылью, физическая нагрузка, в группе детей 6 лет и старше в дополнение к вышеперечисленным – контакт с животными и психоэмоциональные нагрузки. Результаты функционального обследования детей показали более высокие значения исходного акустического компонента работы дыхания в высокочастотном спектре, большую распространенность скрытой бронхообструкции и обратимости бронхиальной обструкции у детей раннего и дошкольного возраста. В обследуемых группах детей менее половины пациентов получали базисную терапию бронхиальной астмы, комбинированную схему получали не более четверти обследованных детей несмотря на высокую распространенность обратимости бронхиальной обструкции. Выявленные клинико-функциональные особенности течения бронхиальной астмы у детей в стадии клинической ремиссии позволяют рекомендовать комбинированную базисную терапию до момента исчезновения обратимости бронхиальной обструкции у пациента.
Представлены результаты комплексного исследования наблюдений за детьми от 6 до 17 лет с бронхиальной астмой для оценки эффективности оперативного дистанционного мониторинга с помощью 3-модульной программы «Контроль астмы» на основании теста по контролю астмы и оценки пиковой скорости выдоха по сравнению с классическим методом контроля при диспансерном наблюдении. Дистанционная фиксация показателей пиковой скорости выдоха при помощи оперативного мониторинга позволила своевременно выявлять скрытый бронхоспазм и оптимизировать коррекцию базисной терапии у детей с бронхиальной астмой средней степени тяжести. У детей с бронхиальной астмой легкой степени тяжести данный вариант дистанционного мониторинга показателей пиковой скорости выдоха не выявил преимуществ в сравнении с традиционным методом диспансерного наблюдения.
КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА. КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Представлены этиология, клинические проявления, включающие локализованную боль, отечность и венозное расширение в области кисты, методы, результаты диагностики и хирургического лечения редкого клинико-диагностического случая гигантской опухоли дистального эпифиза левой бедренной кости у пациентки 23 лет. Гигантоклеточная опухоль бедренной кости, также известная как остеобластокластома, представляет собой доброкачественное новообразование, состоящее из гигантских многоядерных клеток и одноклеточных образований и характеризуется заполнением серозной жидкостью или кровью с наиболее частой локализацией проксимального метафиза плечевой и бедренной кости. При длительных неясных болях в коленном суставе, особенно без причины, у врачей любой специальности несмотря на возраст пациентов всегда должна присутствовать онкологическая настороженность и всестороннее обследование больного с применением рентгенографии, КТ и МРТ, которые позволяют определить стадию патологического процесса для предотвращения осложнений.
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Проведен анализ публикаций в электронных библиотеках eLIBRARY.RU, КиберЛенинка, базе данных PubMed о проблемах влияния описторхозной инвазии секретома гельминтов на систему «мать – плод», процессах эмбриональных морфогенезов и генеративного потенциала потомства, рожденного от матерей с описторхозной инвазией. Показано, что описторхозная инвазия у беременных изменяет взаимоотношения в системе «мать – плод», воздействуя экскреторно-секреторными продуктами паразита, повышает риски преэклампсии, невынашивания и развитие осложнений в родах. Изменения в гормональном фоне, нарушения функции печени, наличие компонентов секретома паразитов в крови матери может рассматриваться как фактор влияния на плод. Предлагается концепция формирования функциональной системы «мать – плод – паразит» на фоне описторхозной инвазии в условиях беременности и ее оценка с позиций эмерджетизма.
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Представлены результаты открытого одноцентрового проспективного рандомизированного исследования и сравнительный анализ данных клинического обследования 326 женщин в возрасте от 18 до 40 лет с выполненными реконструктивно-пластическими операциями после одномоментной либо отсроченной реконструкции радикальной мастэктомии по Маддену по поводу одностороннего рака молочной железы I–IIIA стадий с различными биологическими подтипами опухоли и 40 здоровых женщин после маммопластики по эстетическим показаниям. С использованием модуля реконструкции молочной железы опросника BREAST-Q через год после проведенных реконструктивно-пластических операций получена оценка эстетических результатов и показателей качества жизни пациенток: «отличные» – у 249 (68 %), «хорошие» – у 92 (25,1 %), «удовлетворительные» – у 18 (4,5 %), «неудовлетворительные» – у 7 (1,9 %) пациенток. Зависимость результата от сроков операции и биологического подтипа опухоли не установлена. Показатели качества жизни у онкологических пациенток возросли на 30–60 % и достигли значений у здоровых женщин.
Представлены результаты открытого проспективного рандомизированного исследования с проведением сравнительного анализа данных клинического обследования, лабораторных и инструментальных методов диагностики и динамического наблюдения за 310 родильницами после оперативного родоразрешения, распределенных на три группы, и их новорожденными для определения оптимального варианта мультимодального обезболивания пациенток с болевым синдромом в раннем восстановительном периоде: основная группа – под эпидуральной анестезией, которую пролонгировали в течение трех суток после операции; группа сравнения – спинально-эпидуральная анестезия и в течение трех суток послеоперационного периода пролонгированная эпидуральная анестезия; контрольная группа – под эпидуральной анестезией и в послеоперационном периоде нестероидные противовоспалительные препараты. Эпидуральная анестезии ропивокаином при оперативном разрешении и на протяжении трех суток послеоперационного периода оказывает более выраженный анальгезирующий эффект по сравнению со спинально-эпидуральной анестезией бипувакаином в родах и пролонгированной анестезией ропивокаином в послеродовом периоде, а также по сравнению с эпидуральной анестезией ропивокаина в родах и использовании нестероидных противовоспалительных препаратов в первые трое суток послеоперационного периода. Адекватное обезболивание и улучшение психоэмоционального состояния женщин обусловливает нормальную лактацию, обеспечивая формирование тесной связи между матерью и ребенком, что благоприятно влияет на состояние новорожденных. Пролонгированная эпидуральная анестезия не оказывает негативного влияния на новорожденного ребенка, снижает уровень его беспокойства и боли, физиологическую убыль веса, улучшает набор массы тела, ускоряя адаптацию к новым условиям существования, что в итоге приводит к сокращению сроков нахождения
в стационаре.