Перейти к:
МЕТОД ФОТОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ РАСПРОСТРАНЕННОГО ПЕРИТОНИТА
https://doi.org/10.35266/2949-3447-2025-2-8
Аннотация
Цель работы – оценка эффективности использования фотодинамической терапии в лечении распространенного перитонита. В исследовании проанализированы результаты лечения 130 пациентов с острой хирургической патологией органов брюшной полости, осложненной вторичным распространенным перитонитом. Оценивалась послеоперационная летальность, частота и тяжесть послеоперационных осложнений, проводился анализ проведенных программированных релапаротомий. Сравнивались 2 группы пациентов, в основной группе (90 человек) использовалась традиционная санация, в контрольной группе (40 человек) на завершающем этапе операции использовалась фотодинамическая терапия. Послеоперационная летальность в основной группе статистически значимо ниже, чем в контрольной (17,5 % против 35,5 %). Тяжелые послеоперационные осложнения встречались у 3 пациентов основной группы (7,5 %) и у 24 пациентов контрольной группы (26,6 %). При анализе проведенных программированных релапаротомий выявлено, что необходимость выполнения двух и более релапаротомий в основной группе составила 30 % против 53,3 % в контрольной группе. Фотодинамическая терапия, включенная в программу хирургического лечения больных с разлитым вторичным гнойным перитонитом и сепсисом, обладает выраженным противомикробным и противовоспалительным эффектом, что выражается в статистически значимо более быстром купировании клинических проявлений перитонита. Применение фотодинамической терапии позволяет уменьшить тяжесть послеоперационных осложнений и летальность, что позволяет рекомендовать ее для клинического применения.
Для цитирования:
Дарвин В.В., Волкивский А.Б., Бубович Е.В., Каримова Г.А. МЕТОД ФОТОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ РАСПРОСТРАНЕННОГО ПЕРИТОНИТА. Вестник СурГУ. Медицина. 2025;18(2):60-64. https://doi.org/10.35266/2949-3447-2025-2-8
For citation:
Darvin V.V., Volkivskiy A.V., Bubovich E.V., Karimova G.A. PHOTODYNAMIC THERAPY IN DIFFUSE PERITONITIS TREATMENT. Vestnik SurGU. Meditsina. 2025;18(2):60-64. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3447-2025-2-8
ВВЕДЕНИЕ
Распространенный перитонит – сложная и нестареющая проблема медицины, веками стоявшая перед хирургом и его пациентами. У каждого пятого пациента с вновь выявленной острой абдоминальной хирургической патологией уже имеется осложнение в виде распространенного перитонита [1–4].
У 9 из 1000 пациентов, получающих лечение в больницах мира, причиной госпитализации явился распространенный перитонит, что позволяет назвать его одним из самых частых и наиболее актуальных хирургических проблем [5–7]. Развитие распространенного перитонита резко ухудшает прогноз заболевания, что проявляется достоверным возрастанием частоты осложнений и послеоперационной летальности [8]. Распространенный перитонит приводит к высокому уровню летальности – 35–50 %, а при полиорганной недостаточности достигает 75–80 % [4][9]. Как свидетельствуют научные данные, такие показатели неблагоприятных послеоперационных исходов остаются стабильными на протяжении последних десятилетий [10][11].
Характерной чертой этиологической характеристики распространенного перитонита для современной эпохи является высокая частота выявления ассоциаций полимикробной флоры и изменение характера возбудителей, что выражается в значимом росте антибиотикорезистентности [12]. При распространенном перитоните полирезистентная интраабдоминальная флора встречается у 40 % больных, увеличиваясь при выполнении повторных вмешательств на брюшной полости [13].
Согласно исследованиям специалистов, занимающихся проблемой распространенного перитонита, успех лечения на 80 % зависит от самого оперативного пособия, правильно выбранной хирургической тактики и объема вмешательства, а на 20 % – от других методов сопутствующего лечения [2][4]. При этом ряд авторов склоняется к мысли, что интраоперационная санация брюшной полости является наиболее ответственным этапом операции, от результатов которой зависит эффективность лечения распространенного перитонита [4]. Однако санация брюшной полости путем простого ее промывания различными растворами не улучшает результаты лечения и не приводит к уменьшению летальности [14], т. к. может являться дополнительным фактором механической травмы мезотелия брюшины и даже способствовать прогрессированию воспалительного процесса [15]. В ряде опубликованных исследований стандартное промывание брюшной полости не показало значимых преимуществ в сравнении с удалением экссудата марлевыми тампонами и салфетками или обычной аспирацией, а лишь приводило к увеличению общей продолжительности оперативного вмешательства [16–19].
С другой стороны, ряд исследователей обращали внимание на выраженный противомикробный и противовоспалительный эффект при проведении фотодинамической терапии, что приводит к улучшению течения и снижению продолжительности инфекционных заболеваний [20]. Более того, имеются исследования, свидетельствующие об успешном клиническом применении фотодинамической терапии при интраабдоминальной воспалительной патологии [21], что явилось основанием для перспективного применения фотодинамической терапии в самом неблагоприятном варианте ее течения – распространенном перитоните.
Таким образом, применение принципиально новых технологий интраоперационной санации брюшной полости, способных повысить ее эффективность, дополнительно обладающих антимикробными свойствами, способно значительно улучшить результаты лечения этой сложной категории больных [22].
Цель – оценить ближайшие результаты применения интраоперационной фотодинамической терапии в лечении пациентов с распространенным перитонитом.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование проводилось на основании результатов лечения 130 больных с распространенным перитонитом и сепсисом в БУ «Сургутская окружная клиническая больница». В исследование включены пациенты старше 18 лет с распространенным вторичным перитонитом и абдоминальным сепсисом. Критерии невключения в исследование: пациенты детского возраста и старше 89 лет, больные с перитонитом, обусловленным интраабдоминальным туберкулезом, пациенты с послеоперационным перитонитом, гематологическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией. В контрольной группе проводилась традиционная санация брюшной полости (90 больных), в основной группе в программу лечения включили интраоперационную фотодинамическую терапию (40 больных). Рандомизация исследования осуществлялась методом конвертов перед первичным оперативным вмешательством.
Мужчин в основной группе было 23 (57,5 %), женщин – 17 (42,5 %). В контрольной группе мужчин было 54 (57,8 %), а женщин – 38 (42,2 %). Группы сопоставимы по полу (р = 0,977). В основной группе средний возраст составил 55,1 ± 2,2 г., в контрольной – 54,0 ± 1,5 г., при сравнении дисперсии двух выборок – равны, группы сопоставимы по возрасту. У 22 пациентов основной группы (55 %) и у 49 пациентов контрольной группы (54,4 %) имелась сопутствующая патология, по этому параметру группы так же сопоставимы (р = 0,954).
При анализе источника перитонита получено следующее распределение: патология желудка и двенадцатиперстной кишки – у 42 пациентов (32,3 %), патология червеобразного отростка – у 24 (18,6 %), патология толстой кишки – у 35 (26,9 %), патология тонкой кишки – у 18 (13,8 %), патология желчного пузыря и поджелудочной железы – у 11 (8,4 %). Распределение источника по группам сопоставимо (p = 0,935). Индекс брюшной полости по В. С. Савельеву (1998 г.) менее 13 баллов оказался у 12 пациентов (9,2 %), 13 и более баллов – у 118 пациентов (90,8 %). Менее 12 баллов отмечено у 4 пациентов основной группы и у 8 пациентов контрольной группы (p = 0,840). Мангеймский индекс перитонита: в основной группе 32,5 ± 2,2, в контрольной 31,7 ± 3,0 (p = 0,790).
После определения показаний к оперативному вмешательству пациентам основной группы внутривенно вводили фотосенсибилизатор. Далее выполняли основной этап операции, устраняли первичный очаг и проводили традиционную санацию брюшной полости. После чего пациентам основной группы проводили обработку брюшины лазерным излучением при длине волны 662 нм, использовали импульсный режим работы. Для оценки накопления фотосенсибилизатора и более точной топической диагностики зон облучения проводили флуоресцентную диагностику аппаратом АФС-365. Для подведения лазерного излучения к месту воздействия использовался световод для лазерной медицинской аппаратуры «Силма-01». На завершающем этапе операции выполняли дренирование брюшной полости и ушивание раны передней брюшной стенки.
Получено согласие этического комитета Сургутского государственного университета на публикацию материала.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
После выполнения основного этапа операции и санации брюшной полости (с использованием интраоперационной фотодинамической терапии или без нее) производили оценку необходимости выполнения программированной релапаротомии в зависимости от уровня воспаления брюшины и эффективности контроля первичного очага. Показания к выполнению программированной релапаротомии возникли у 36 пациентов основной группы (90,0 %) и у 82 пациентов контрольной группы (91,1 %). Количество выполненных релапаротомий распределилось следующим образом (табл. 1).
Количество пациентов, которым не потребовалось выполнение релапаротомий «по плану» сопоставимо: в основной группе – 4 пациента (10 %) и 8 пациентов (8,8 %) в контрольной группе (p = 0,840).
Среднее количество выполненных релапаротомий в основной группе – 1,44, в контрольной – 2,07, статистической значимой разницы между группами не получено (p = 0,062). Однако при сравнительном анализе групп пациентов, которым было выполнено две или более релапаротомий, получена статистически значимая разница (p = 0,014). При этом две и более релапаротомий выполнены у 53,3 % пациентов контрольной группы, в основной группе подобная необходимость возникла лишь у 30 % пациентов. В свою очередь три и более релапаротомии выполнены у 28,8 % в контрольной группе и у 7,5 % в основной группе (p = 0,007), различие между группами еще очевиднее.
Одним из основных факторов, определяющих эффективность методов лечения, является послеоперационная госпитальная летальность, в нашем исследовании получены следующие результаты (табл. 2).
В основной группе послеоперационная летальность составила 17,5 %, в контрольной – 35,5 % (p = 0,039).
Тяжесть послеоперационных осложнений оценивали по шкале Clavien-Dindo, в расчет принимали наихудшее осложнение. Получены следующие результаты (табл. 3).
В основной группе послеоперационные осложнения отмечались у 11 пациентов (27,5 %), в контрольной – у 36 пациентов (40 %). Статистической разницы между группами нет (p = 0,17). Однако большая часть осложнений (у 8 больных) в основной группе относится к I и II степени тяжести, тогда как в контрольной преимущественно превалировали осложнения III и IV степени (24 оперированных пациента). Тяжелые послеоперационные осложнения встречались у 3 (7,5 %) пациентов основной группы и у 24 (26,6 %) пациентов контрольной группы (p = 0,035).
Таблица 1
Распределение пациентов на группы в зависимости от количества проведенных релапаротомий
|
Количество проведенных релапаротомий |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Основная группа |
4 |
24 |
9 |
2 |
1 |
0 |
Контрольная группа |
8 |
34 |
22 |
14 |
10 |
2 |
Примечание: составлено авторами.
Таблица 2
Послеоперационная летальность
Количество умерших |
Основная группа |
Контрольная группа |
Мужчины |
3 (13,0 %) |
18 (34,6 %) |
Женщины |
4 (23,5 %) |
14 (36,8 %) |
Всего |
7 (17,5 %) |
32 (35,5 %) |
Примечание: составлено авторами.
Таблица 3
Анализ тяжести послеоперационных осложнений
|
Количество осложнений по шкале Clavien-Dindo |
Всего |
|||
|
I |
II |
III |
IV |
|
Основная группа |
4 (36,3 %) |
4 (36,3 %) |
2 (18,3 %) |
1 (9,1 %) |
11 (100 %) |
Контрольная группа |
5 (11,6 %) |
7 (16,3 %) |
5 (11,6 %) |
19 (44,2 %) |
36 (100 %) |
Примечание: составлено авторами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Интраоперационная фотодинамическая терапия обладает выраженным противомикробным и противовоспалительным эффектом, что выражается в статистически значимом более быстром купировании клинических проявлений перитонита и сокращении частоты выполнения двух и более программированных релапаротомий с 53,3 до 30 % (p= 0,014).
- Положительная клиническая эффективность включения в программу больных с разлитым перитонитом фотодинамической терапии выражается в статистически значимом снижении тяжелых послеоперационных осложнений с 26,6 до 7,5 % и уровня послеоперационной летальности с 35,5 до 17,5 %. Применение фотодинамической терапии позволяет уменьшить тяжесть послеоперационных осложнений и летальность, что позволяет рекомендовать ее для клинического применения.
Список литературы
1. Клиническая хирургия : национал. руководство в 3 т. / под ред. B. C. Савельева, А. И. Кириенко. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. Т. 2. 832 с.
2. Острый перитонит : клинические рекомендации. 2017. URL: https://www.mrckb.ru/files/ostryj-peritonit.pdf (дата обращения: 10.04.2025).
3. Абакумов М. М., Багненко С. Ф., Белобородов В. Б. и др. Абдоминальная хирургическая инфекция : национал. рекомендации. 2011. URL: https://goo.su/fr748t (дата обращения: 10.04.2025).
4. Перитонит : практ. руководство / под ред. В. С. Савельев, Б. Р. Гельфанд, М. И. Филимонов. М. : Литтерра. 2006. 208 с.
5. Anaya D. A., Nathens A. B. Risk factors for severe sepsis in secondary peritonitis // Surgical Infections. 2003. Vol. 4, no. 4. Р. 355–362. https://doi.org/10.1089/109629603322761418.
6. Gauzit R., Péan Y., Barth X. et al. Epidemiology, management, and prognosis of secondary non-postoperative peritonitis: A French prospective observational multicenter study // Surgical Infections. 2009. Vol. 10, no. 2. Р. 119–127. https://doi.org/10.1089/sur.2007.092.
7. Sartelli M., Catena F., Ansaloni L. et al. Complicated intra-abdominal infections worldwide: The definitive data of the CIAOW study // World Journal of Emergency Surgery. 2014. Vol. 9. https://doi.org/10.1186/1749-7922-9-37.
8. Ross J. T., Matthay M. A., Harris H. W. Secondary peritonitis: Principles of diagnosis and intervention // BMJ. 2018. Vol. 361. https://doi.org/10.1136/bmj.k1407.
9. Sartelli M., Catena F., Ansaloni L. et al. Complicated intra-abdominal infections in a worldwide context: An observational prospective study (CIAOW Study) // World Journal of Emergency Surgery. 2013. Vol. 8, no. 1. https://doi.org/10.1186/1749-7922-8-1.
10. Савельев В. С., Филимонов М. И., Гельфанд Б. Р. и др. Выбор режима этапного хирургического лечения распространенного перитонита // Анналы хирургии. 2009. № 4. С. 5–10.
11. Piroth L., Pechinot A., Minello A. et al. Bacterial epidemiology and antimicrobial resistance in ascitic fluid: A 2-year retrospective study // Scandinavian Journal of Infectious Diseases. 2009. Vol. 41, no. 11–12. P. 847–851. https://doi.org/10.3109/00365540903244535.
12. Шляпников С. А., Насер Н. Р., Батыршин И. М. Третичный перитонит и антибактериальная терапия: пути решения (аналитический обзор) // Клиническая и экспериментальная хирургия. Журнал имени акад. Б. В. Петровского. 2013. № 1. С. 47–53.
13. Patel V. C., Williams R. Antimicrobial resistance in chronic liver disease // Hepatology International. 2020. Vol. 14. P. 24–34. https://doi.org/10.1007/s12072-019-10004-1.
14. Schein M. Surgical management of intra-abdominal infection: Is there any evidence? // Langenbeck’s Archives of Surgery. 2002. Vol. 387. Р. 1–7. https://doi.org/10.1007/s00423-002-0276-z.
15. van Westreenen M., Mul F. J. P., Pronk A. et al. Influence of peroperative lavage solutions on peritoneal defence mechanisms in vitro // European Journal of Surgery. 1999. Vol. 165, no. 11. Р. 1066–1071. https://doi.org/10.1080/110241599750007919.
16. Di Saverio S., Mandrioli M., Sibilio A. et al. A cost-effective technique for laparoscopic appendectomy: Outcomes and costs of a case–control prospective single-operator study of 112 unselected consecutive cases of complicated acute appendicitis // Journal of the American College of Surgeons. 2014. Vol. 218, no. 3. Р. e51–e65. https://doi.org/10.1016/j.jamcollsurg.2013.12.003.
17. Koç T. R., Tarhan Ö. R., Sarıcık B. Effects of peritoneal lavage and dry cleaning on bacterial translocation in a model of peritonitis developed using cecal ligation and puncture // Ulusal Travma ve Acil Cerrahi Dergisi. 2018. Vol. 24, no. 4. Р. 281–286. https://doi.org/10.5505/tjtes.2017.97838.
18. Linder M. M., Wacha H., Feldmann U. et al. The Mannheim peritonitis index. An instrument for the intraoperative prognosis of peritonitis // Chirurg. 1987. Vol. 58, no. 2. Р. 84–92.
19. Tiwari M. M., Reynoso J. F., Tsang A. W. et al. Comparison of outcomes of laparoscopic and open appendectomy in management of uncomplicated and complicated appendicitis // Annals of Surgery. 2011. Vol. 254, no. 6. Р. 927–932. https://doi.org/10.1097/SLA.0b013e31822aa8ea.
20. Мишутина О. Л., Волченкова Г. В., Ковалева Н. С. и др. Фотодинамическая терапия в стоматологии (обзор литературы) // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 3. С. 102–111.
21. Пантелеев В. С. Антимикробная фотодинамическая терапии в сочетании с лазерной активацией антибиотиков у больных острым деструктивным панкреатитом // Креативная хирургия и онкология. 2011. № 2. С. 67–69.
22. Дарвин В. В., Онищенко С. В., Каримов И. М. и др. Результаты применения фотодинамической терапии в лечении больных распространенным перитонитом // Фундаментальные и прикладные проблемы здоровьесбережения человека на Севере : сб. материалов V Всеросс. науч.-практ. конф., 27 октября 2020 г., г. Сургут. Сургут : Сургутский государственный университет, 2020. С. 174–181.
Об авторах
В. В. ДарвинРоссия
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней
А. Б. Волкивский
Россия
врач-хирург, врач-онколог
Е. В. Бубович
Россия
кандидат медицинских наук, доцент кафедры патофизиологии и общей патологии
Г. А. Каримова
Россия
врач ультразвуковой диагностики
Рецензия
Для цитирования:
Дарвин В.В., Волкивский А.Б., Бубович Е.В., Каримова Г.А. МЕТОД ФОТОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ РАСПРОСТРАНЕННОГО ПЕРИТОНИТА. Вестник СурГУ. Медицина. 2025;18(2):60-64. https://doi.org/10.35266/2949-3447-2025-2-8
For citation:
Darvin V.V., Volkivskiy A.V., Bubovich E.V., Karimova G.A. PHOTODYNAMIC THERAPY IN DIFFUSE PERITONITIS TREATMENT. Vestnik SurGU. Meditsina. 2025;18(2):60-64. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3447-2025-2-8